У моей дальней родственницы Риты — беда. Ее восьмилетнего сынишку Макса в школе поймали на воровстве. На переменке стянул у соседа по парте новый пенал. Для молодой мамы шалость ребенка обернулась глубоким стрессом. Стыдно было в глаза учительнице смотреть. А Максимкин папа, Олег, даже взялся за ремень.
— У него этих пеналов — хоть канцелярский магазин открывай! — в слезах жалуется Ритка. — Что ему, своих мало?!
И правда, я ни разу не видела, чтобы Макс хоть в чем-то нуждался. Костюмчики — из хороших магазинов, ранец — самый модный. Ритка и Олег своего сына любят и время на общение с ним находят. И вор растет?
Детей на воровстве ловят многие родители. И зачастую «загребущие ручки» ребенка приводят к совсем недетским конфликтам — с родственниками, одноклассниками, учителями. Просто потому, что для нас, взрослых, воровать — значит, вести себя плохо, нарушать законы. А для них, детей? Об этом мы говорили с семейным и детским психологом, сотрудником психологического центра «На Волхонке » Марией Серебряковой .
ВИНОВАТО НЕ ВОСПИТАНИЕ, А МОЗГ
Начинается детское воровство еще в дворовой песочнице. Большинство малышей, как только оказываются среди своих сверстников, так и норовят отобрать что-нибудь стоящее у другого карапуза. Машинку, игрушку или ведерко с формочками. Родители маленьких воришек тут же посыпают голову пеплом: плохо воспитали! Но это не всегда так.
— В самом раннем возрасте, — комментирует Мария Серебрякова, — ребенок персонифицирует себя с игрушкой. Мишка или кукла — это продолжение его внутреннего мира. Поэтому совсем маленьким деткам так просто присваивать себе чужое и сложно делиться своим. Малыш, будь ему три года или даже девять лет, подчас ведет себя неосознанно. По сути, основа такого воровства в том, что у ребенка не до конца еще сформированы некоторые отделы головного мозга. Они как раз и отвечают за контроль поведения и контроль эмоций.
Психологи даже проводили эксперимент: детишек 4 — 5 лет закрывали одних в комнате и ставили на стол их самую любимую сладость. Конфеткой или печеньем можно было полакомиться сию минуту. Но если подождать 10 минут, ребенку дали бы еще три точно такие же сладости. Самое удивительное в том, что из ста детей смогли сдержаться то ли двое, то ли четверо.
Для маленького ребенка взять чужую вещь — то же самое, что съесть шоколадку.
ЕСЛИ МАМА — СЛАБОЕ ЗВЕНО
Но одно дело — воровство как шалость у детишек дошкольного и младшего школьного возраста. Другое дело, когда пятнадцатилетний переросток через день цинично опустошает родительский кошелек.
Ване пятнадцать. Его родители развелись, когда парень пошел в первый класс. Мама делает карьеру. Папа — солидный бизнесмен. Каждый раз, после того как мальчик приходит в гости к отцу, из квартиры пропадают то очередной мобильник, то кожаный пиджак, то крупная сумма денег. А на следующий день у Вани вдруг появляется новая игровая приставка или навороченный плеер.
— Почти все случаи, с которыми я сталкивалась в своей практике, похожи на историю Вани, — вздыхает психолог. — Развод. Жесткий отец, выплескивающий свою любовь к отпрыску в виде редких подарков. Мягкая мама, воспитывающая сына одна и вынужденная большую часть времени проводить не у плиты, а на совещаниях. И поэтому испытывающая жуткий комплекс вины. Она делает для своей обделенной вниманием деточки все, что может. А ребенок в ответ хамит. Да еще и подворовывает. Говоря языком психологов, беда таких семей в том, что в отношениях между ее членами не выдержана иерархия. Ребенок управляет взрослыми, манипулирует ими. Считает себя крутым, а родителей — слабым звеном.
Кстати, заядлые воришки вырастают не только в неполных или материально неблагополучных семьях (тут-то как раз все понятно — мамы и папы просто не могут обеспечить сына или дочь всем тем, что есть у его сверстников). Голод бывает не только тогда, когда нечего есть. Есть голод эмоциональный. Это когда человеку, в данном случае ребенку, недостает тепла, любви и заботы. А эти важные вещи не заменишь ни новым компьютером, ни поездкой в Диснейленд .
Алгоритм прост. «Голодный» (то есть обделенный вниманием) ребенок просто старается восполнить дефицит эмоций и пустоту в душе. И так рьяно стремится окружить себя самым лучшим, красивым и дорогим, что зарится на чужое.
КРАДЕТ — ЗНАЧИТ, ВЗРОСЛЕЕТ?
Вы удивитесь, но в том, что ребенок ворует, есть не только минусы, но и плюсы. Мария Серебрякова да и многие другие психологи уверены: присвоение ребенком чужой вещи не должно пройти незамеченно и стать жизненным уроком. Такой неслабый грешок, как воровство, в детском и подростковом возрасте — этап взросления и развития, осознания своей ответственности. И малышам, и подросткам нужно нарушить правила, чтобы не в книжках, а на самом себе узнать, что такое преступление, а что — наказание.
P. S. Мы рассказали сегодня о «безобидном», если так можно сказать, воровстве. Когда малыш из чистого любопытства или еще по каким-то другим причинам берет вещи у соседей по песочнице, одноклассников или родителей.
Но часто мы сталкиваемся совсем с другими, не столь безобидными историями: подростки грабят прохожих, вымогают деньги у ребят помладше. Если дело попахивает криминалом, искать с отпрыском общий язык зачастую уже поздно. Тут нужна жесткость. Первым делом надо выдернуть нерадивое чадо из плохой компании! Ведь чем старше ребенок, тем у него больше шансов, позарившись на чужое, угодить за решетку.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как себя вести, если вы поймали чадо за руку
Психологи советуют: до 9 лет ребенка не стоит жестко наказывать за проступки. Но непременно нужно сделать так, чтобы малыш вынес из проступка урок. Больше на ошибках учатся дети, а не взрослые.
Если вы увидели, что ваш сын или дочка прикарманили чужую вещь, не заставляйте его врать и придумывать объяснения, как к нему попал этот предмет. Какую бы «красивую» легенду он ни придумал, он должен понимать — сам факт кражи не пройдет незамеченным.
Поговорите с ребенком, скажите, что понимаете мотивы его поведения. Например, что вам тоже иногда нравятся вещи, которыми владеют другие. Но объясните, почему вы никогда не возьмете чужую вещь без разрешения хозяина!
Продумайте наказание. Оно не должно быть жестоким. Необязательно хвататься за ремень. Это может быть лишение традиционного поощрения. Иногда достаточно, чтобы малыш увидел, как он расстроил родителей своим проступком. Воспитывать в страхе — неправильно.
Одна из самых главных причин, толкающих ребенка на воровство, — недостаток внимания. Противостоять маленькому воришке можно, если выстроить с ним по-настоящему близкие отношения, рассказывать истории из своей жизни и жизни знакомых, из которых чадо поймет, как можно поступать, а как нельзя.
Социологи утверждают: кражи — самые популярные школьные преступления. Они составляют около 60% всех происшествий, которые случаются в классах и коридорах учебных заведений. Чаще всего объектом внимания воришек становятся мобильные телефоны. На втором месте — школьные принадлежности. На третьем — предметы одежды.
А почему еще детей манят чужие вещи?
Многие мальчики и девочки покушаются на чужие вещи, если их оскорбили. Лишая своего обидчика любимой игрушки, велосипеда или мобильника, они таким способом его наказывают.
К плохим поступкам, в том числе и воровству, детишек зачастую подталкивают их сверстники. Чтобы зажатые и не самые бойкие мальчики и девочки продемонстрировали этим поступком свою крутость.