Если вдруг вы заметили, что ваш ребенок потихоньку таскает из дома деньги или у него появляются чужие игрушки или фломастеры, то не нужно впадать в панику и думать, что он останется вором на всю жизнь.
Детское воровство – проблема очень распространенная, хотя многие родители стесняются говорить о ней, считая постыдным семейным секретом. Большинство из них не знают, как правильно реагировать: не то ругаться, не то сделать вид, что ничего не было, или же винить самих себя за неправильное воспитание ребенка.
Причины детского воровства
Единственно верной реакции родителей на воровство ребенка не существует, ведь у каждого воришки будет своя собственная причина для такого поведения. Почему дети воруют? Сами распространенными психологи считают следующие причины :
- Неудержимое желание иметь понравившуюся вещь . Это может быть красивый сувенир, привезенный из-за границы однокласснику или игрушка, увиденная в магазине. Украсть сам желаемый предмет или украсть у родителей денег, чтоб купить его – вариант может быть любой. Но суть в том, что желание получить его так велико, что ребенок забывает о моральной стороне дела или осознанно не думает о том, что поступает непорядочно.
Довольно часто в основе такого поведения лежит различие в материальном обеспечении детей. У одного ребенка папа – успешный бизнесмен и дает на личные расходы по тысяче рублей в день, а у другого – водитель автобуса, который едва сводит концы с концами. Детская зависть и несправедливость распределения благ – сильный фактор, заставляющий менее благополучных детей воровать, чтобы не казаться отсталыми и неуспешными на фоне более богатых сверстников.
- Недостаток нравственного воспитания. Осознание понятий «мое» и «чужое» приходит к детям после 3-4 лет. Никому не придет в голову ругать за воровство малыша, утащившего чужое ведерко из песочницы. Для детей, выросших в детском доме, понятия «мое» нет вообще, они привыкли, что все вокруг – общественное, а значит можно подойти и взять.
Однако чем старше становится ребенок, тем лучше он должен осознавать социальные правила. принятые в обществе: нельзя брать без разрешения чужие вещи, все тайное всегда становится явным, за проступком следует наказание. Когда у ребенка есть пробел в этих знаниях, он может пойти на воровство, не осознавая аморальность своего поступка и неизбежность наказания за него.
- Реакция на психологическую травму и желание получать больше внимания. Как уже было сказано выше, неблагополучная обстановка в семье (материальная или психологическая) может спровоцировать ребенка на воровство. Если в доме постоянно бушуют скандалы и ссоры, ребенок не получает от родителей должного внимания и ласки, то он будет воровать, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы компенсировать свою моральную неудовлетворенность.
Очень распространены у детей «нерасчетливые кражи».
Например, семилетняя девочка Марина постоянно таскала у мамы из сумочки деньги, чтобы купить еды и накормить бездомных кошек. Сначала она попросила у мамы денег на эти цели, но получила строгий отказ. В итоге желание девочки помочь животным пересилило ее моральные запреты, и она пошла на воровство.
Дети часто таскают у родителей деньги, чтобы купить подарки или сладости своим друзьям, и получить за это благодарность, уважение и дружбу.
К счастью, этот вид детского воровства устранить намного проще – главное понять, чем именно неудовлетворен ребенок. Ведь непорядочность своего поступка он вполне осознает, но какие-то эмоциональные проблемы толкают его на неправильные действия.
Как реагировать родителям на детское воровство ?
Когда факт воровства вскрылся, нужно самостоятельно или при помощи психолога проанализировать возможные причины такого поведения. Нужно попытаться выяснить, единичный это случай или кражи стали системными, боится ли ребенок быть пойманным или верит в свою безнаказанность, обязательно выяснить, что он делал с украденными вещами и на что тратил деньги.
Если вы пришли к выводу, что воровство ребенка – следствие его импульсивности и неумения сдерживать свои желания, то закрывать глаза на его проступок нельзя. Нужно отругать ребенка, дать понять, что если такое повторится, он будет строго наказан. За импульсивный и необдуманный поступок ребенок должен получить такую же импульсивную взбучку.
Он должен четко прослеживать логику действий: если ты украдешь – то будешь наказан . Ребенка нужно научить контролировать свои желания, нести ответственность за свои поступки. После того, как у него в памяти закрепится негативный опыт «разборок» после кражи, можно провести пару профилактических бесед в спокойной, дружеской обстановке, чтобы закрепить результат.
Если ребенок начал воровать из добрых побуждений или чтобы убедить окружающих в своей значимости, тогда имеет смысл отучать его от этих действий тайно.
Предположим, вам удалось выяснить, на какие цели ребенок таскает деньги. Тогда дайте ему возможность проявить себя «легальным» путем, чтобы необходимость воровать просто отпала. Ведь сами деньги ему не нужны, а нужно внимание окружающих. которое они помогают купить.
Например, ребенок таскает деньги, чтобы купить конфет и угостить ребят во дворе. Тогда предложите ему пригласить их домой на чай, сходите с ним в магазин и предложите выбрать торт и сладости, которыми он хочет их угостить. Ребенок получит удовольствие от того, что сам организовывает чаепитие, и от того, что мама с папой приветствуют его желание дружить с ребятами и помогают.
Если ребенок ворует, чтобы помогать бездомным животным или беднякам (а такое случается довольно часто, ведь дети очень сердобольные), то тогда поручите ему организовать среди знакомых детей сбор старых вещей и книг для приюта (заранее предупредив родителей детей).
Какой бы ни была причина воровства, не стесняйтесь говорить об этой проблеме и обращаться к психологу. В детском возрасте это явление не имеет столь криминального оттенка, как во взрослом, поэтому важно понять, почему дети воруют и решать проблему своевременно и разумно.
Профилактика детского воровства
- Не провоцируйте воровство. не оставляйте ценные вещи на виду, храните большие суммы денег в сейфе или банке.
- Предоставьте ребенку личное пространство: пусть у него будут вещи, которыми он сможет распоряжаться лично, сможет их дарить или давать другим детям на время. Пусть у него будет своя собственность. которую он научится беречь и ценить.
- Выдавайте ребенку карманные деньги. Это позволит ему научиться обращаться с деньгами. копить на что-то очень желанное (то есть преодолеть свою импульсивность) и уважать чужие сбережения (мамины и папины).
- Расскажите (даже придумайте) историю, например, о том, как у тяжело больной соседской бабушки воры украли последние деньги и ей не на что жить. Подробно опишите ее переживания и огорчение, чтобы ребенок понимал, что испытывает «потерпевшая сторона» и как это неприятно, когда у тебя что-то крадут.
- Проводите профилактические беседы с самого раннего возраста и рассказывайте о правилах поведения в обществе в целом.
Главное, не воспринимайте проступок ребенка как свидетельство его неизлечимой аморальности. В детстве сознание и моральные ценности ребенка только начинают формироваться, и от того, насколько грамотно вы сможете его воспитать, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Воспитывайте ребенка на общечеловеческих ценностях, таких как доброта, взаимопонимание и честность, и тогда он вырастет достойным и порядочным человеком.