Ребенка обижают в школе. Мстить, пугать или сдаваться?

Ребенка обижают в школе. Мстить, пугать или сдаваться?2 7453 9 Октября 2015 в 23:55

Автор публикации: Людмила Марченко, инженер-химик

Ребенка обижают в школе

Год от года учителя и психологи обращают внимание общественности на повышение агрессивности и жестокости среди детей. Сегодня ребенка могут не просто обидеть в школе, а устроить ему настоящую травлю. Проблема изгоев в школе совершенно не нова, изгои в коллективах возникали и ранее, вот только детский коллектив был куда более гуманнее и сговорчивее, да и действия учителей были направлены на сплочение коллектива и воспитание нравственности. Это позволяло решить проблему быстро: в условиях приоритета нравственности, взаимозависимости и соборности детской жестокости не было места для роста.

Сегодня, ситуация изменилась: мы живем в эпоху, когда человек стал менее ценен, чем его социальный статус и материальное положение. В кожной фазе развития, куда мы провалились с развалом союза, образовались иные ориентиры: социальное и имущественное превосходство, индивидуализм. Чем успешнее и богаче — тем круче, и неважно, что там у тебя внутри. Форма стала важнее содержания. И в этом обществе мы стали ощущать себя отдельными единичками, не связанными между собой. Лозунг «каждый сам за себя» наиболее полно отражает то, что происходит в обществе.

В этой статье мы попробуем сориентироваться в реалиях нашего времени с позиций Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Опыт не работает

Как это связано с воспитанием детей? Прямым образом. Не срабатывает наш прошлый воспитательный опыт, потому что между поколением родителей и детей существует сегодня огромный отрыв. А это значит, что наши дети в бОльшей степени дикари, чем скажем 20-30 лет назад. И одна из причин тому: общество, которое изменилось и не наработало новых способов взаимодействия, новых методик воспитания подрастающего поколения.

Реалии таковы, что общество погибает от коллективных фрустраций и неприязни. Дети нас поражают не только своими талантами и сообразительностью, но и своей неадекватностью, возбудимостью, дерзостью, жестокостью. Мы, родители, понимаем, что-то не так с нашими детьми, но не знаем, как подступиться к решению проблемы.

В частности, когда ребенка обижают в школе, родители настроены весьма агрессивно «выяснять отношения» с учителями, пугая их РОНО и прокуратурой, при этом забывают понять собственного ребенка и выяснить, что ему помогло бы адаптироваться в детском коллективе. И как помочь исправиться тому, кто постоянно обижает детей, как направить его по верному пути?

Еще более безумный поступок родителей изгоя – разбираться с обидчиками-детьми самостоятельно. Методы таких разборок известны: взять «за шкирку», напугать, наорать, а то и избить. Вот на одном форуме делился «опытом» родитель:

И это взрослые люди так решают вопросы, что говорить о детях, которые еще только развиваются?

Родители винят школьных учителей в безразличии, а учителя родителей – в неправильном воспитании детей, или еще хуже – объясняют поведение обиженного ребенка фразой «он сам виноват». В итоге проблема не решается никем из ответственных взрослых, а напряжение и неприязнь растет, при таком попустительстве взрослых, ожидать видимых изменений в поведении детей нам не приходится.

Ребенка бьют в школе. Школьная стая

Школа – место, где наши дети проходят основной процесс социализации и окультуривания. Дети – это зверята, они рождаются с определенным набором желаний и свойств, которые нуждаются в развитии. Поэтому ничего удивительного нет в том, что дети ведут себя совсем не как ангелочки.

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, в школе, словно в первобытной стае, происходит ранжирование маленького человека в коллективе. Ранжирование – это своего рода отстаивание своего места в коллективе. Чтобы доказать свой ранг или повысить его, в ход идут любые доступные им способы – ударить, толкнуть, укусить. Но это до тех пор, пока не отработаются приемлемые культурные способы взаимодействия, что происходит под влиянием родителей и педагогов.

В любой стае есть лидер или вождь, школьный коллектив не исключение. Во многом от того, кто является лидером в классе, зависят устанавливаемые там правила. И уже от них будет зависеть «соответствует или нет» ребенок этому коллективу. Жестко, да? Но вспомните себя в школе, как страшно было быть белой вороной, как стремились соответствовать более «продвинутым» ребятам по форме одежды, по приобретаемым вещам.

Если в классе есть ребенок с уретральным вектором – вождь от природы, то коллектив будет более открытым и менее требовательным к товарищам в плане жесткого соответствия чей-то воле. Все будут слушать уретрального заводилу Васю, бессознательно подчиняясь его магнетизму. Ведь уретральник – это врожденная справедливость – отдача по нехваткам всем членам стаи, а значит даже слабые, не такие как все, испытывающие проблемы с адаптацией в коллективе, будут находиться под его защитой.

Когда в классе нет уретрального вожака, его место занимает ребенок с кожным вектором – будущий организатор, лидер и управленец (если разовьется), который «играет свою скрипку». И вот тут зависит кто он, этот лидер – правильно развивающийся ребенок или тот, кто проявляет свои неразвитые свойства. Этот лидер своим поведением задаст направление развития всему коллективу, да так, что учитель, сделать ничего не сможет.

Если лидер класса двоечник, то вашего золотого ребенка, отличника, явно не будут гладить по головке. А наоборот, захотят проучить «заумного ботана», будут пакостить или открыто вредить. Так что теперь, покоряться двоечнику? Ни в коем случае! Нужно понимать обстановку в классе, позицию учителя и понимать своего ребенка, его нужды и риски для него от подобной ситуации и, соответственно, принимать решение, которое будет способствовать его развитию.

Ребенка обижают в школе. Травля отличников

Самые послушные, аккуратные, исполнительные, им нравиться учиться – это дети с анальным и зрительным векторами. Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты — именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем – кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.

Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находится 1-2 отличника, то вся злость и зависть достанется им – «золотым» от природы. Дети обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут тетради.

Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт, у него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряется состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастет огромная обида и комплекс неуверенности в себе.

Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому переход на домашнее обучение – не выход, а скорее вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая свой страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.

Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками – записать его на карате или другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо ломает его природную доверчивость, учит враждебности и насилию, а не дает развитие его свойствам – чуткости, доброты, сопереживанию.

Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с целью, чтобы нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт (например, плавание) поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил свой дух и избавился от психологии жертвы.

Основное, что нужно сделать, пронаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые неминуемо он вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.

Ребенка обижают в школе. «Дружба» против самого слабого

Такая ситуация может возникнуть с кожно-зрительным мальчиком. Это особенный мальчик, тонкий, нежный, эмоциональный, не похожий на других, часто напоминающий своим поведением девочек. Мальчик, который в отличие от других мужчин, абсолютно не способен к убийству. Т. е. не добытчик, единственный, кто до сих пор не наработал своей видовой роли в коллективе. Причина травли детьми такого мальчика сокрыта в нашем коллективном бессознательном. Дело в том, что в докультурные времена, кожно-зрительные мальчики (будучи бесполезными для коллектива) ритуально съедались стаей за общим столом – таким вот способом ранние люди снимали неприязнь к ближнему, иначе бы поубивали друг друга (был такой этап становления человечества).

Когда культурные ограничения на каннибализм вошли в силу, кожно-зрительные мальчики стали выживать, но рано умирали из-за слабости, неспособности себя защитить. Видовой роли они не наработали, т. к. на войну как остальные мужчины не ходили. Их психическое только сейчас начинает развиваться, после второй мировой войны таких мальчиков стало появляться все больше и больше. Мы их видим на подиумах в качестве моделей, превосходных танцоров, певцов, актеров – в тех же ипостасях, где преуспели кожно-зрительные женщины.

Причина травли кожно-зрительного мальчика в том, что его бессознательно определяют как самого слабого, хиленького – того, кого когда-то поедали за общим первобытным столом. Своей роли в стае у него нет, он не ранжируется. Все это чувствуют. Вот почему неразвитые еще дети, по сути маленькие дикари, с удовольствием и «дружно» всем классом могут сделать из него жертву, особенно если он испытывает страх.

Само поведение кожно-зрительного мальчика провоцирует других ранжированных мальчиков на травлю. Ведь он ласковый, неконфликтный, слезливый, слабый, биться не полезет. Очень эмоциональный, ищет контакта с другими детьми. Когда его отталкивают, он не обижается, он отходчив, быстро забывает плохое, и вновь идет к своим обидчикам. Испытывая при этом страх – основную свою эмоцию, он тем самым привлекает к себе обидчиков и становится их жертвой. Таких детей унижают, бьют, высмеивают их «девчачью» внешность, заставляют делать унизительные вещи.

Какой здесь выход? Не пытаться переделать сына под стандарт мужественности! Секция борьбы ничего не даст ему, он конечно выучит все приёмы и будет классно махать руками и ногами, но не сможет ударить обидчика или избить его. Это не его природа – бить (убивать). Это мальчик с другой задачей от природы – стать проводником другой культуры, защищающей уже не физическое тело, а психическое. То есть развивать толерантность и гуманизм к людям. Чтобы это произошло нам всем нужно понимать свою природу и меру отличия ее от других, чтобы не задавить своей неприязнью кожно-зрительного мальчика, отличного от нас самих, нашей животной природы.

Уберечь своего кожно-зрительного ребенка можно одним лишь способом – дать ему такое развитие, чтобы его врожденный страх смерти (страх быть съеденным каннибалом) превращался в отдачу эмоций наружу. То есть развивать эмоциональную сферу ребенка, создавать ситуации, в которых он бы учился выражать свои чувства эмпатии и сострадания другим людям. Научите его играть на гитаре – это даст ему огромное преимущество в среде сверстников, сделает его «своим» в любой компании.

И конечно, основную работу должен провести учитель, расставляя верные ориентиры в умах и сердцах детей. Только совместными усилиями учителей и родителей, можно изменить эту ситуацию.

Ребенка обижают в школе. Страдание тихого человека

По этому описанию проблемы системно понятно, что ребенок обладает звуковым вектором. Это тихие, задумчивые, несколько отстраненные от происходящего вокруг дети. Им как раз сложнее всего адаптировать шумный орущий коллектив детей. Когда все дети на переменах бегают и прыгают, звуковик тихонечко сидит в сторонке – читает или пишет что-то свое, просто размышляет.

На уроке он зачастую не слышит вопроса учительницы, так как погружен внутрь себя, часто задерживает с ответом, перед этим переспрашивает «а? что? Я?». Из-за этих особенностей другие дети считают его тормозом, странным типом, не таким, как все. Учителя кожные (сами скорые на решения и подвижные) вообще могут сказать, что ребенок отстает в развитии, обозвать его необучаемым. Но это совсем не так, у звуковика самый мощный интеллект! Просто в силу врожденных особенностей, он сосредоточен на своих состояниях и мыслях, и ему необходимо больше времени чем другим, чтобы вылезти наружу к людям из своего «домика» и дать адекватный ответ.

Странноватый чудик, не вступающий в драки и игры вместе со всеми, или чудачка, пишущая стихи и витающая непонятно где, вызывают непонимание у детей. Ведь все хотят быть как все, а этот странный тип, как белая ворона, отдельно ото всех сидит и не играет. Это и становится причиной травли «не таких, как все». Над ними смеются, делают подножки, плюют на вещи, толкают, вешают обидные прозвища – все это для того, чтобы добиться от замкнутого на себе звуковика проявления эмоций. Стоит ему только показать свое отчаяние, страх и непонимание ситуации, как травля пойдет с удвоенной силой.

Если же не реагировать, то вскоре толпе будет неинтересно «забавляться» с безэмоциональным чудаком. Ждать, пока это случиться, конечно, не стоит. Нужно помочь звуковику общаться со сверстниками, ведь для них это и есть трудность. Но если он правильно развивается, то он способен идти на контакт, и в конце концов коллектив его принимает. По крайней мере, его уже не травят, а принимают его одиночество и «заумность». Ведь звуковик не конфликтует, он не создает никому конкуренцию, он занят своими идеями и мыслями, и ему совсем нет дела до интриг и разборок в классе. И про него со временем забывают. Однако задача родителя не в том, чтобы свершились его чаяния, и от его ребенка все отстали, а в том, чтоб помочь звуковику адаптировать орущий коллектив.

Что могут взрослые сделать в этом случае? В первую очередь родителям звуковика выяснить почему у ребенка не получается общаться с одноклассниками. Важным как раз является ваше поведение по отношению к ребенку: кричите ли вы на него, может заставляете думать быстрее? Возможно, в доме слишком шумно, и ребенку нет возможности сосредоточиться? От этого он чаще замыкается на своих состояниях, ему комфортно в одиночестве, люди мешают ему, потому он теряет желание общаться, не видит в этом смысла.

В данной ситуации учитель так же мог бы способствовать выходу звуковика из своей ракушки. Как вариант: может поручить ему изучить какую-то интересную тему и сделать доклад ребятам, чтобы потом вовлечь всех в интересное обсуждение.

Если издевательства зашли очень далеко – у ребенка постоянный стресс в школе, как в описанном выше случае, то однозначно нужно поменять школу, для того, чтобы не травмировать ребенка дальше. В новом коллективе у него могут сложиться вполне дружеские отношения. Потому что в коллективе будет иной климат, иной лидер и учитель, который активно вникает в проблемы класса и учеников. И обязательно обеспечить правильное звуковое воспитание, развивать свойства звукового вектора у ребенка – давать пищу для ума, вызывать на беседу, поощрять самостоятельный поиск решения проблемы.

Звуковик, растущий в комфортной для него обстановке (тишина и отсутствие крика) гораздо менее уязвим, легче адаптирует шумный детский коллектив. Не давать замыкаться на своих состояниях (не путать с необходимой для них потребностью побыть в тишине и одиночестве). О том, как развивать и воспитывать звуковика можно узнать на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными

Распространенное мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой является ошибочным. Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, есть риск потерять здоровье и обзавестись неизгладимой травмой на всю жизнь. Поэтому, только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное – ЗНАНИЕ его природных свойств, смогут помочь вам разрешить трудную ситуацию.

Часто советы для родителей ребенка, которых обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка на секцию, чтобы умел дать сдачи, сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.

Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Все это конечно имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду — вторичен, но горзадо более важно — помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств.

Причинами травли являются совокупность психологических причин (обидчика и изгоя), которые зарыты в бессознательном, но находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.

Также, верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но быть объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате от недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья им показывает противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.

Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут», вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое – узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников, и как помочь ему это пережить.

Родители детей-обидчиков должны задуматься, а что толкает их детей совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?

Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать будучи взрослым. От адаптации в школьном коллективе и защиты – поддержки родителей, их усилий в развитии зависит вся его дальнейшая жизнь.

На учителях лежит огромная ответственность за развитие детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить адаптацию детям, дать хороший старт развитию нравственного чувства, а могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае – поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают дети.

Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания согласно их природным особенностям, можно узнать уже на бесплатных онлайн лекциях Юрия Бурлана . Правильное развитие ребенка это один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе с одной стороны и профилактика жестокого поведения с другой.