Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?

Советы психолога: что делать родителям гиперактивного ребенка?«Маленькие детки – маленькие бедки, большие…» Особенно у тех, кто с детства словно подключены к батарейке Energizer, помните как в рекламе? С точки зрения психологов и врачей, такие малыши часто страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Чем опасно такое состояние и что делать, поговорим подробно.

Отчего заводится моторчик гиперактивности

СДВГ не следует путать с чрезмерно подвижным ребенком. Очень активный малыш порой – следствие плохого воспитания или стрессового состояния (развод родителей, смерть кого-либо из близких людей и т. д.). Что нельзя сказать о синдроме гиперактивности. Это состояние возникает на фоне различных психофизиологических изменений центральной нервной системы, а также других заболеваний как, например, аллергия и т. д.

Гиперактивность часто замечается педагогами и психологом в дошкольном учреждении или в начальных классах. Спросите, почему не родителями? Часто они списывают не совсем стандартное поведение своего чада на обычное баловство или плохое настроение.

Установлено, что чрезмерно активные дети наследуют это состояние в 95% от своих родителей. А в классе численностью 25 человек, обязательно найдется один ребенок, страдающий синдромом гиперактивности.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т. д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т. д. которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.

Как обуздать «бурю»?

СДВГ поддается коррекции, требует помощи со стороны родителей, педагогов, психологов и врачей. Включает ряд методов, которые в совокупности дают прекрасные результаты:

  1. Питание является неотъемлемым компонентом в коррекции поведения. Многие продукты могут спровоцировать активность головного мозга, тем самым усугубляя и без того непростую ситуацию. Так, например, фаст фуды, газировка, сладкое и т. д. не только наносят урон весу, но и увеличивают возбудимость головного мозга. Наличие в продуктах различных консервантов, красителей также негативно сказывается на состоянии здоровья. Правильный рацион поможет улучшить не только физическое, но и психологическое состояние ребенка.
  2. Говорим нет запретам. Чем больше запретов, тем больше нарастание импульсивности и негатива. Старайтесь отвлечь малыша, предлагая ему совершить другие действия. Например, если он прыгает на диване, не следует говорить – не прыгай. А предложите ему другие действие, к примеру – а сколько ты сможешь сложить кубиков вверх? или, а давай-ка поиграем в города и т. д. Тем самым вы отвлечете его от неправильного действия без применения запретных слов или наказаний.
  3. Физические упражнения и спорт. Занятие спортом позволяет ребенку дисциплинировать себя, помогая стать более организованным. Повышает самооценку, исключает развитие комплексов.
  4. Ограничение нахождения у компьютера, телефона, планшета, телевизора. Учеными давно доказано пагубное влияние на здоровье при длительном использовании гаджетов. Родители должны ограничивать это времяпровождение и увлекать малыша другими занятиями, например, чтение, рисование, лепка и т. д.
  5. Прививаем дисциплину. Многие родители пытаются навязать дисциплину в армейском режиме, тем самым больше отдаляя ребенка от себя, особенно если он гиперактивен. В таком деле нужна мудрость и гибкость требований. Необходимо спокойно объяснить своему чаду, если он не выполнит вашу просьбу, тогда он лишится некоторых своих увлечений (катание на велосипеде, игр на компьютере, похода в кино и т. д.).
  6. Создаем условия. Чтобы выполнить домашнее задание, ребенку необходима обстановка, не отвлекающая его внимание. Найдите в квартире уютное место без раздражающих факторов. Во время выполнения заданий, старайтесь делать перерывы, разрешайте ему подвигаться через каждые 20-25 минут.
  7. Приучаем к порядку. Ребенок обязан понимать, что после игры все игрушки должны быть собраны. Те же требования и к одежде. Очень помогают в развитии навыков самоорганизация – цветовые маркировки, например, цветные стикеры позволят сориентироваться малышу, что должно находиться на каком месте. Можно обозначить цветовыми маркировками шкафы для тетрадей и книжек, для вещей, для игрушек и т. д. Детям старшего возраста не давайте более двух инструкций в день для выполнения. Лучше если они будут записаны на бумаге или доске. Например: полей цветы, вынеси мусор и т. д.
  8. Атмосфера в семье. Конфликты и ссоры усугубляют состояние ребенка, поэтому взрослые должны понимать и учитывать этот факт. Поймите все семейные неприятности, он связывает с собой и порой делает ошибочные выводы. Задача взрослых огородить свое чадо от негативного воздействия выяснения отношений. Чаще проводите вместе время, устраивайте походы на природу, театр, кино и т. д. Совместное проведение свободного времени является лучшей терапией синдрома гиперактивности.
  9. Сотрудничество со специалистами. Порой взрослые не могут самостоятельно справиться с ребенком, поэтому помощь со стороны, способствует лучшей психологической коррекции. Совместный тандем со специалистами дает прекрасные результаты. Педагоги и психологи играют важную роль в жизни чрезмерно активных детей.

Если гиперактивность связана, с какими-либо заболеваниями, врач подберет необходимое лечение, тем самым улучшит состояние здоровья ребенка. Лечебный массаж и гимнастика укрепят не только физический дух, но психологическое состояние.

В заключение хочется еще раз отметить, коррекция синдрома гиперактивности возможна, но только при правильном подходе и с помощью специалистов. Чем раньше отмечено отклонение, тем лучше результаты. Помните, самостоятельная терапия может привести к усугублению ситуации.